Нора Эфрон. Избранные эссе.

Великая Нора Эфрон была одним из первых первопроходцев в области сценарного мастерства, особенно как женщина-писатель, задолго до женского движения в Голливуде.

Эфрон, дочь двух писателей, выросла в Лос-Анджелесе и чувствовала себя настолько чужой, что при первой же возможности отправилась на восток, поступив в колледж Уэлсли в Массачусетсе.

Сначала она сделала себе имя как эссеист, остроумие которого явно проявлялось в ее призведениях. Ее статьи и сборники были опубликованы в журналах Wallflower at the Orgy (1970) и Crazy Salad (1975). Затем она написала свой первый роман «Изжога», вдохновленный распадом ее второго брака. Позже Нора адаптировала книгу к одноименному фильму Майка Николса, в котором снялись не кто иной, как Джек Николсон и Мерил Стрип.

В 1983 году она написала сценарий к фильму «Силквуд», за который была номинирована на «Оскар». После написания адаптации своего романа «Изжога» в 1986 году Эфрон написала, возможно, величайшую романтическую комедию — небольшой фильм под названием «Когда Гарри встретил Салли». Этот сценарий принесет Эфрон вторую номинацию на «Оскар».

В 1993 году Эфрон стала сценаристом и режиссером романтической комедии — «Неспящие в Сиэтле». Сценарий принес ей третью номинацию на «Оскар».

Она воссоединилась со своими звездами из этой классики — Томом Хэнксом и Мег Райан — чтобы написать и поставить еще одну классическую романтическую комедию, «Вам письмо» 1998 года, завершив неофициальную трилогию величия романтической комедии.

Нора умерла на 72-ом году жизни от пневмонии. 

Здесь я поделюсь переводами некоторыми из ее лучших эссе.

3500 слов о моей жизни
 
Если я смогу просто вернуться в Нью-Йорк, со мной все будет в порядке.

Мне пять лет. Мы только что переехали из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, и я на улице, на детской площадке, я хожу в новую школу на Доэни Драйв в Беверли-Хиллз. Солнечный свет пробивается сквозь деревья, и меня окружают счастливые смеющиеся светловолосые дети. Все, о чем я могу думать, это: «Что я здесь делаю?»

Что сказала моя мать.

За время моего взросления моя мать повторяла эти слова по крайней мере пятьсот раз: «Все фальш». Она также говорила: «Никогда не покупайте красное пальто."

Что сказал мой учитель.

Мой школьный учитель журналистики, которого звали Чарльз О. Симмс, учил нас писать зацепку — первое предложение или абзац газетной статьи. Он писал на доске слова «Кто, что, где, когда, почему и как». Затем диктовал набор фактов, который звучал примерно так: «Кеннет Л. Питерс, директор средней школы Беверли-Хиллз, объявил сегодня, что преподаватели средней школы отправятся в четверг в Сакраменто на коллоквиум по новым методам обучения. Там выступят антрополог Маргарет Мид и Роберт Мейнард Хатчинс, президент Чикагского университета». Мы сидели за пишущими машинками и писали зацепки, причем большинство из нас переворачивали набор фактов так, чтобы они читались что-то вроде этого: «Антрополог Маргарет Мид и президент Чикагского университета Роберт Мейнард Хатчинс выступят перед преподавателями в четверг в Сакраменто на коллоквиуме по новым методам обучения, - объявил сегодня директор средней школы Кеннет Л. Питерс». Weturn в наших ведет. Мы очень гордимся. Мистер Симмс смотрит на то, что мы сделали, а затем выбрасывает все в мусор. Он говорит: «Начало истории таково: «В четверг не будет школы». В воздушном шаре над моей головой загорается электрическая лампочка. В этот момент я решаю, что стану журналистом. Несколько месяцев спустя я участвую в общегородском конкурсе, чтобы написать эссе на полсотни слов или меньше о том, почему я хочу быть журналистом. Я выиграю первый приз, два билета на мировую премьеру фильма Дорис Дэй. Богом клянусь, Дженис Глабман никогда больше не будет надо мной смеяться.